МАОУ Школа "Эврика-развитие" г. Томска
Г. Томск
  • О школе

    Школа "Эврика-развитие"

    Школа "Эврика-Развитие" создана как образовательная среда для развития инновационного сообщества детей и взрослых. Она предлагает различные подходы к образованию, включая выбор пути обучения, участие родителей и разновозрастное взаимодействие. Школа также объединяет разнообразные педагогические системы и создает возможности для развития индивидуальных способностей и интересов учеников на разных возрастных ступенях.

    История школы

    Коллектив школы «Эврика-развитие» стремится создать образовательную среду, где дети и взрослые могут активно развиваться и взаимодействовать. Основной упор делается на инновации в виде участия семьи в образовании и развития субъектной позиции у всех участников. Принципы среды для инновационного сообщества включают возможность выбора, активное взаимодействие родителей, разнообразное межвозрастное взаимодействие и вовлечение в современные тренды областей науки и технологий.

     

    Образовательный процесс включает в себя индивидуализацию и социализацию через такие методы, как развивающее обучение по методике Эльконина-Давыдова, педагогика Монтессори, вальдорфская педагогика и свободная педагогика по идеям Толстого. Школьные программы и проекты отражают возрастные вызовы и включают разнообразные события для участников всех возрастных групп. Это также включает мультиязычное образование, открытую образовательную среду и поддержку самореализации через внеурочные мероприятия.

    Образование и формы обучения

    Что это за школа?

    Концептуальной идеей коллектива школы «Эврика-развитие» является создание школы как образовательной среды для инновационного (развивающегося) сообщества детей и взрослых. Инновационными результатами предлагаемой модели являются «присутствие семьи в образовании» и развитие у детей и взрослых субъектной позиции по отношению к образовательной, профессиональной и общественной деятельности. Уникальность проекта заключается в создании условий для включения представителей всех возрастных категорий, профессиональных и социальных статусов в осмысленную, продуктивную и результативную образовательную деятельность в избыточной среде, созданной на базе образовательного учреждения с использованием научного и культурного ресурса территории.

    Содержание и формы образовательного процесса каждой на возрастной ступени обусловлены сквозными принципами среды для инновационного сообщества:

    • возможность выбора пути образования, тьюторское сопровождение индивидуального образовательного движения;
    • активное участие родителей в образовательном процессе;
    • разновозрастное взаимодействие (в разном масштабе, в зависимости от возраста);
    • открытость городскому и мировому, научному и профессиональному сообществу;
    • включенность в современные тренды развития областей науки, технологий, социальной и профессиональной жизни.

    Принципиальные идеи, лежащие в основе инновационного содержания образования и реализованные командой разработчиков в МАОУ СОШ «Эврика-развитие»:

    1. Полисистемная школа: разнообразие и взаимообогащение педагогических систем. Подходы и технологии, реализуемые в полисистемной школе, становятся ресурсом взаимного обогащения образовательной практики каждой из педагогических систем:

    • развивающее обучение Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова: групповая и командная работа, решение нестандартных задач, поиск и овладение способами решения проблемных задач;
    • педагогика Марии Монтессори: специально организованная предметная среда, выбор форм и предметности самостоятельного учения, индивидуальные предметные маршруты, проектные и исследовательские лаборатории, исследовательские проекты;
    • Вальдорфская педагогика: проживание природных ритмов и исторических эпох, предметные погружения, развитие эмоционального интеллекта эстетическими средствами;
    • свободная педагогика по идеям Л.Н. Толстого: работа с детским интересом и вопросом, поэтапное и естественное выращивание форм культурного поведения, обустройство переходов между игровой и учебной деятельностью.

    2. Возрастные ступени — возрасто-сообразные среды, пространства, процессы. Постепенное увеличение масштаба учебного и образовательного целеполагания, выбора, пространств презентации продуктов и достижений, степени самостоятельности в реализации ИОП. Сохранение и обогащение логики педагогической системы через все ступени образования; преемственность технологий и результатов образования.

    Дошкольная ступень: разновозрастное взаимодействие в группе как необходимое условие социализации; выбор материалов и форм взаимодействия в обучении и игре и предложенного в пространстве группы; предметно-развивающая среда, специально организованная в соответствии с сензитивными периодами (Монтессори), проживание природных ритмов, развитие воображения, освоение социальных ролей в сюжетно-ролевой игре (Вальдорф).

    Начальная школа: формирование и рефлексия индивидуального учебного стиля, способов решения задач и проблем; разновозрастное взаимодействие как условие взаимного обучения и наставничества внутри ступени; выбор учебного материала, форм индивидуальной и групповой работы, партнера, темпа и режима обучения; выбор вопроса, темы продукта индивидуальной и совместной работы; коллективное проживание эпох развития человеческой мысли и хозяйственной деятельности.

    Подростковая школа: выбор проектных и исследовательских лабораторий, клубов и творческих студий по интересам; социальные проекты в школьном, городском и виртуальном пространстве; тематические деятельностные погружения в предметные области; образовательный туризм и полевые исследования; социальный и образовательный экстрим — пробы, испытания, приключения.

    Старшая школа: предпрофильная подготовка профильное обучение на основе ИОП; сетевые курсы, проекты и программы; профессиональные пробы и стажировки; индивидуальный образовательный (профессиональный, исследовательский, творческий) проект; взаимодействие с представителями научных и профессиональных сообществ; презентация трудов и достижений в мировом профессиональном и научном сообществе.

    3. Содержание образования — возрастные, научные, социальные, профессиональные вызовы, ответом на которые служат проекты и исследования:

    • образовательное событие как точка проявления и оформления образовательной инициативы, актуализации учебного и научного содержания (учебная задача, проблемная задача, креативная задача (НооГен));
    • образовательный проект / исследование как базовая единица учебного и образовательного процесса, привлекающая содержание предметных областей в качестве ресурса реализации проектного / научного решения;
    • образовательный продукт как точка социализации собственного содержания и динамики его продвижения, финальная или промежуточная точка ответа на вызов;

    4. Открытая образовательная среда для образующегося сообщества детей, родителей, ученых, предпринимателей. Наличие совместных событийных форм образования как обязательной части образовательного процесса:

    • деловые и организационно-деятельностные игры по решению актуальных профессиональных задач (по типу Сибирской молодежной Ассамблеи «Профессии будущего»);
    • семейные олимпиады как события совместного проектирования, решения и оценивания решений нестандартных задач (Общешкольная, «БегеМонт»);
    • сетевые модули образовательных программ, реализующиеся в сотрудничестве образовательных ступеней, организаций, учреждений (по типу программ «Рождение Земли», «Свойства воздуха» для дошкольников и младших школьников, «Математических игр» для дошкольников и подростков, «Школы инженерной культуры» для подростков и старшеклассников);
    • открытые межрегиональные программы и проекты, посвященные исследованию укладов, культур, образовательных и профессиональных перспектив городов России (по типу «Соседства» для младших школьников и подростков, «Мегаполиса» для подростков и старшеклассников; Летней школы развития «НооГен» с глубокими полевыми естественнонаучными и гуманитарными исследованиями);
    • ИТ-среда как средство формирования общего ценностного и содержательного контекста, привлечения всех субъектов к формированию содержания образования и взаимодействия, свободного доступа к образовательным ресурсам, публичной презентации образовательных продуктов и достижений, как площадки обмена информацией о динамике образовательных результатов и перспектив.

    5. Мультиязычность как средство образования и социализации. Преподавание модулей основных предметов и предметов музыкально-эстетического цикла на иностранном языке, презентация проектных и исследовательских продуктов на разных языках (в том числе, в виртуальном пространстве), наличие школ-партнеров в странах изучаемых языков — сотрудничество на преподавательском, методическом и ученическом уровне (программы обмена учащимися, командами, семьями), наличие в классах и ресурсном центре учебной и художественной литературы для разных возрастов на иностранном языке.

    6. Школа разносторонней самореализации в современных образах жизни: творчество, здоровье, спорт, общение, туризм — на основе клубов и студий в Школе полного дня.

    Мы также имеем представления, идеи и фантазии об архитектурных решениях для разных педагогических систем, возрастных ступеней, видов деятельности в разных научных и предметных областях, которые, к сожалению, пока не удалось воплотить в полноте.

    Основные идеи и фундаментальные принципы

    Индивидуализация — процесс становления человека как субъекта своей собственной жизни, способного осуществлять выбор субъектной позиции по отношению к своим жизненным задачам и обстоятельствам. Быть субъектом жизни — значит быть субъектом деятельности, субъектом развития, субъектом познания. Предельным результатом процесса индивидуализации является человек — организатор событий своей жизни, жизненного пространства и жизненного времени.

    Субъект «обозначает», «определяет» себя своей активностью. Такие характеристики, как жизненные цели, стратегии жизни, смысловые ориентации и др., опосредуют взаимодействие человека с миром, они являются более гибкими, и в условиях быстрых изменений социальной реальности именно они оказываются наиболее важными в решении задач успешного взаимодействия с миром. Такие характеристики и компетенции мы относим к инновационному потенциалу личности, и ставим задачу на определение необходимых условий для их поэтапного развития от младенческого до юношеского возраста.

    Индивидуализация образования не рассматривается нами как изолированная работа с человеком в автономном режиме. Как раз напротив, индивидуализация предполагает взаимодействие с другими представителями сообщества, индивидуальными и групповыми субъектами деятельности. Таким образом, она тесно связана с процессом социализации человека. Процессы индивидуализации образования и социализации личности представляются нам как взаимо-ресурсные.

    Необходимость запуска процесса социализации, адекватного возрасту, особенностям и потребностям ребенка, и одновременная установка на индивидуализацию средствами образования, актуализирует понятие среды как особого способа организации образовательного движения участников и места деятельного пребывания в образовательных практиках. Образовательная среда, в которой обеспечены условия индивидуализации, — есть образовательная среда для инновационного сообщества детей и взрослых (как равноценных участников деятельности) в силу достижимых эффектов и результатов.

    Инновационный проект образовательного учреждения заключается в описании базовых принципов и условий организации и развития инновационной образовательной среды в рамках учреждения, возможных способов трансформации учрежденческого уклада под задачи индивидуализации и эффективной социализации.

    Фундаментальные принципы

    1. Возрасто-сообразность (решение возрастных задач и задач взросления; постановка соразмерных вызовов; учет особенностей и закономерностей развития в каждом возрасте; включение в наиболее продуктивные для каждого возраста виды учебной и образовательной деятельности).

    2. Открытость (избыточность образовательного пространства; разнообразие внутренних и внешних деятельностных площадок (реальных и виртуальных) для взаимодействия с различными субъектами инновационной инфраструктуры города; разновозрастное взаимодействие; взаимодействие в открытой информационной среде).

    3. Тьюторское сопровождение образовательного движения (предоставление выбора образовательного пути или маршрута; организация ситуаций приобретения нового опыта через пробно-поисковое действие; рефлексия опыта; достижение максимально возможного прогресса и самореализации каждого участника среды; построение индивидуальных образовательных программ как программ действий и проб по достижению образа будущего).

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Развивающее обучение

    Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова существует более 40 лет, проверена временем и завоевала всеобщее призвание. Основу педагогической системы составили результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. На сегодняшний день система развивающего обучения Эльконина—Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

    Концептуальные положения системы Эльконина—Давыдова

    1. Обучение нацелено на раскрытие в детях интеллектуальных и личностных способностей.
    2. Отказ от репродуктивного способа обучения и реализация деятельностной педагогики.
    3. Главная задача — освоение учащимися обобщенных способов действия. Школьники успевают решать разнообразные частные задачи за относительно короткий период времени.
    4. Изменение предметного содержания обучения. В основу изучаемых дисциплин кладется система научных понятий, которые обеспечивают новый качественный уровень теоретического мышления школьников.
    5. В результате обучения по системе Эльконина—Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.
     
     

    Развивающее обучение в школе и в России

    ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

    Обучение через общение — главное достоинство школы.

    XXVI НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ: «УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА И УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ»

    Образовательный холдинг «Развивающее обучение» (Ассоциация специалистов Развивающего Обучения «МАРО», АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», НП «Авторский Клуб») совместно с Московский городским педагогическим университетом с 18 по 20 декабря 2020 года проводят XXVI научно-практическую конференцию на тему: «Учебная задача и учебное моделирование в развивающем обучении». Приглашаем принять участие!

     Информационное письмо конференции: открыть

    XXII МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛ РАЗВИВАЮЩИХ ПРАКТИК «ТОМСКАЯ ЭВРИКА»

    С 25 по 27 марта 2019 года в Томске состоялась XXII Межрегиональная олимпиада школ Развивающих практик «Томская Эврика»

    Организаторами олимпиады выступили: Департамент общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», Департамент образования администрации г. Томска, МАОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска. Олимпиада состоялась в рамках реализации в Томской области Ведомственной целевой программы «Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности», региональным оператором которой является ОГБУ «РЦРО». Мероприятия олимпиады прошли на базе МАОУ СОШ «Эврика-развитие» и МАОУ Школы «Перспектива». В олимпиаде приняли участие 150 обучающихся образовательных организаций из городов Томска, Кемерово, Красноярска, ЗАТО Северск, Томского района Томской области. Основные цели и задачи олимпиады: выявление и поддержка одаренных и талантливых обучающихся, оказание помощи в раскрытии их способностей и реализации образовательных возможностей; оценка уровня сформированности мыслительных действий и владения основными способами предметных действий у обучающихся начальной, основной и старшей школы при решении практико-ориентированных и проблемных задач в предметных и межпредметных областях знаний. Все это отвечает задачам Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, федерального и регионального проекта «Успех каждого ребенка». Олимпиада проводилась для трех возрастных ступеней в несколько туров — индивидуальный предметный тур и два командных тура в течение 3 дней. Во время индивидуального тура обучающиеся 2—8 классов выполняли индивидуальные конкурсные работы по двум из четырех предметов — литературе, математике, естествознанию, русскому языку. Предметные задания выявляли метапредметные умения — степень свободного владения культурным способом действия для решения нестандартных предметных и межпредметных задач. Предметно-креативный (командный) тур включал в себя командную работу для обучающихся 2—4, 5—8 классов. Соревнование проводилось в деятельностной форме и выявляло уровень владения творческим предметным мышлением. Экспериментально-практический (командный) тур — групповая работа для обучающихся 2—4 классов. В соревновании участники демонстрировали практичность мышления в решении экспериментально-инженерной или экспериментально-исследовательской задачи. Главной задачей участников было показать востребованные навыки: применение уже имеющихся знаний для поиска новых, нестандартных решений и их грамотную реализацию, эффективную командную работу, умение работать в условиях ограниченных временных ресурсов. Исследовательский (командный)тур — групповая работа для обучающихся 5—8 классов. В этом туре участники демонстрировали гибкость мышления в области гуманитарного исследования, сфокусированного на исторических и литературных реконструкциях. По итогам проведения туров олимпиады определены победители в индивидуальном и командном зачете. Все участники олимпиады получили сертификаты, победители и призёры — ценные призы, медали.

    ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 60-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА — В.В. ДАВЫДОВА НА ТЕМУ: «РО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

    Ассоциация специалистов Развивающего Обучения «МАРО», АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование» (ОИРО), АНО «Независимый центр оценки качества образования», Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», Институт системных проектов МГПУ, Центр международного сотрудничества по развитию образования (CICED), ГБОУ «Школа № 1811 „Восточное Измайлово“» с 14 по 16 декабря 2018 года провела юбилейную научно-практическую конференцию, посвященную 60-летию образовательной системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова на тему: «РО: вчера, сегодня, завтра». Подробнее см. на сайте образовательного холдинга «Развивающее обучение».

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ ПО ЛЕКСИКЕ

    «Методическое описание материалов для самостоятельной работы детей по лексике». Разработка учителя начальных классов Е.А. Крапивец.

     Методическое описание материалов: открыть

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ОЛИМПИАДА 2018—2019

    Основная цель Олимпиады — пропаганда, распространение и популяризация идей развивающего образования в массовой школьной практике, а также развитие навыков XXI века, так называемых soft skills через объединение трех направлений олимпиадного движения:

    • Международной Олимпиады школ развивающего обучения, а также школ, реализующих деятельностный и компетентностный подходы о общем образовании;
    • Международной интеллектуально-творческой Олимпиады русских школ за рубежом «Движение»;
    • Олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    БУКВАРЬ ЭЛЬКОНИНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ШКОЛУ

    В 2018 по инициативе генерального директора издательства «ВИТА-ПРЕСС» Л.В. Антоновой был создан макет современного букваря Эльконина. Его доработали Г.А. Цукерман и О.Л. Обухова, они же написали книгу для учителя «Обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина. В 2019 г. благодаря издательству «БИНОМ» букварь Эльконина вернется в школу. Заказы на букварь Эльконина принимает издательство «БИНОМ: лаборатория знаний».

    Для отечественного образования букварь Эльконина — это живой образец деятельностной педагогики, которая учитывает возрастные особенности первоклассников и открывает детям новые возрастные возможности развития. Для образовательной системы Эльконина — Давыдова букварь Эльконина — это талисман.

    К НАЧАЛУ УЧЕБНОГО ГОДА ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВИНКИ

    Табачникова Н.Л. «Контрольные работы по математике для 5 классса» и Восторгова Е.В. «Стартовые работы по русскому языку 1—5 классы»
    Учебные пособия представляют собой дополнительный материал, который может быть использован учителями, работающими по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, а также учителями, работающими по новым ФГОС.
    Стартовая работа проводится в начале учебного года и решает две задачи: блок А позволяет оценить фактический уровень знаний, умений, способов действий для их актуализации и возможной коррекции; блок Б дает прогностическую оценку в отношении изучения нового материала (в стартовой работе для 1 класса обе указанные задачи решаются с помощью одних и тех же заданий). Для учителей разработано учебно-методическое пособие «Комментарии к стартовым работам по русскому языку для 1—5 классов»
    Заказать можно на сайте Авторского клуба.

    ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛ РО

    Подведены итоги Международной Олимпиады школ РО 2018.
    Поздравляем победителей и призеров!!!
    Подробную информацию можно посмотреть на сайте организатора.

     Рейтинг школ-участниц: открыть

    ОТКРЫТ YOUTUBE-КАНАЛ АВТОРСКОГО КЛУБА

    Подписывайтесь на Youtube-канал Авторского Клуба, чтобы первыми узнавать о прямых трансляциях и новых видео.

    XXI МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛ РАЗВИВАЮЩИХ ПРАКТИК «ТОМСКАЯ ЭВРИКА»

    С 26 по 28 марта 2018 года на базе МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска состоялась XXI Межрегиональная олимпиада школ Развивающих практик «Томская Эврика».
    Организаторами Олимпиады выступили: Департамент общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», Департамент образования Администрации г. Томска, МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска. Олимпиада состоялась в рамках реализации в Томской области Ведомственной целевой программы «Развитие системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности», региональным оператором которой является ОГБУ «Региональный центр развития образования».
    В Олимпиаде приняли участие 315 обучающихся образовательных организаций из городов Томска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Москвы, ЗАТО Северск, Томского и Колпашевского районов Томской области, а также города Трехгорный Челябинской области.

    XXIII НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МАРО «СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ РО В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ»

    С 15 по 17 декабря 2017 года в Москве прошла XXIII научно-практическая конференция МАРО «Следующий шаг РО в теории и практике», в которой приняли участие два педагога МБОУ СОШ «Эврика-развитие»: Татьяна Петровна Токарева и Елена Васильевна Шарабурова.
    В первый день конференции в рамках дискуссионной площадки с докладами выступили Александр Солодов («Как исправить традиционное обучение») и Татьяна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации («Индивидуализация, тьюторство, общественно-профессиональная интернатура как ресурс для следующего шага РО»).
    Во второй день конференция продолжила свою работу. С докладами выступили И.М. Реморенко, ректор ГАОУ ВО МГПУ, который рассказал об отечественной и международной практике в образовании, и Б.Д. Эльконин, профессор, доктор психологических наук, с сообщением «Образовательное пространство: связанность разных форм действия». Так же были представлены направления работы некоммерческого партнёрства «Авторский клуб».
    Юбилейный симпозиум «ЭУК „Школа развития“ 25 лет: история одного проекта» начался с вступительного слова руководителя проекта Алексея Борисовича Воронцова. Далее выступили педагоги «Школы развития» с рассказом об особенностям и специфике работы школы. О том, как различные проекты ЭУК реализовывались и были приняты в других школах РО, рассказали коллегии из регионов, в том числе и педагоги нашей школы. Татьяна Петровна Токарева выступила с сообщением на тему «Особенности тьюторского сопровождения ИОП в классах развивающего обучения МБОУ СОШ „Эврика-развитие“ г. Томска», а Елена Васильевна Шарабурова представила проект «Двадцатилетняя история, опыт и проблемы роста Межрегиональной олимпиады школ развивающих практик „Томская Эврика“».
    В последний день научно-практической конференции участники разделились на проектные группы. В течение дня коллеги работали над презентациями развития проектов Ассоциации специалистов развивающего обучения МАРО. На итоговом пленарном заседании представители групп продемонстрировали планы работы и развития их проектов на 2018 год.

    Вальдорфская педагогика

    Особенности Вальдорфской педагогики


    Преподавание по эпохам

    Преподавание основных предметов ведется методом погружений — эпохами. Эпоха — это время (обычно 3—4 недели), в течение которого на Главном уроке преподается один из основных предметов: математика, русский язык, окружающий мир, география, история, физика, астрономия, химия, биология. Главный урок имеет четкую трехчастную структуру: ритмическую часть, основную часть и рассказывание. Ведет эпоху классный учитель.

    Преподавание 2-х языков с 1 класса

    В программе вальдорфских классов немецкий и английский языки преподаются с 1 класса. В 1—2 классе в преподавании языков ставится цель погрузить ребенка в языковую среду посредством игр, разучивания песен и стихов. Сначала делается упор на устную речь, общение и только потом — на чтение и письмо.

    Художественно-эстетический цикл

    Игра на музыкальных инструментах. С первого класса дети осваивают игру на флейте. Первичное преподавание инструмента основывается на радости и интересе к музицированию у младших школьников. Осваивая флейту через игровые приемы, с помощью наглядного обучения, действия по образцу ребенок получает опыт игры на инструменте, становится исполнителем и сочинителем собственных мелодий. Это позволяет детям сохранить открытость к свободному музицированию и радость от исполнительского искусства. В старших класса предполагается изучение и освоение других музыкальных инструментов (скрипки, лиры, гитары, барабанов). Нотная грамота дается через образное восприятие.

    Живопись и изобразительное искусство

    Изобразительное искусство в вальдорфской школе начинается с живописи в технике «по мокрому» и пластицирования. Задача первых лет обучения — познакомить ребенка с каждым цветом, дать опыт от переживания сочетания различных цветов. Учитель идет от переживания цвета, а не от образа. Образ может родиться как результат цветового переживания. Как и все предметы вальдорфской школы, обучение живописи и рисунку основано на возрастных особенностях.

    Пластицирование

    В вальдорфской школе пластицированию отводится особая роль. Проходя путь от лепки из воска к обработке камня, ребенок усиливает свою волю, развивает пространственное (геометрическое) мышление, учиться создавать объемные фигуры. Он становится настоящим скульптором и проходит путь от собственного замысла к готовой скульптуре.

    Гимнастика. Воспитание движения. Воспитание движением

    Вальдорфская педагогика опирается на здоровое развитие человека, законы развития и возраст ребенка. Все ее принципы отражаются в гимнастике, которую нужно рассматривать не как отдельно взятые физические упражнения, а как целостный процесс, формирующий правильное движение и переживание окружающего пространства. Как любое сознательное движение, Ботмеровская гимнастика направлена на развитие и укрепление силы воли. Ее основатель — граф Фриц фон Ботмер был учителем физкультуры в первой вальдорфской школе в Германии. Он придумал упражнения, благодаря которым в каждом возрасте дети учатся переживать себя в своем теле. Действуя из собственного импульса, ребенок встраивается в пространство. Этот процесс идет изнутри наружу и приводит в движение тело и направляется дальше вовне. Выполняя упражнение от начала до конца, он приобретает душевные силы, находит баланс между внутренним и внешним, личным и социальным. Этот подход противоположен традиционной гимнастике, когда упражнению предают внешнюю форму. Ботмеровское упражнение — это процесс, затрагивающий всего человека: его телесное, душевное и духовное. В 1 и 2 классах дети, играя в подвижные игры, приобретают большой двигательный опыт: бегают, прыгают, лазают, ползают на четвереньках, ходят по бревну, перепрыгивают через него. Характерное для этого возраста преподавание через образы присутствует и на уроках физкультуры. Начиная с третьего года обучения гимнастика вводится через хороводы. В 5 классе начинаются упражнения и другие сопутствующие виды движения, соответствующие задачам возраста и душевному состоянию ребенка. Жонглирование, древнегреческие виды спорта, фехтование, акробатика — для всего этого находится место на уроке физического воспитания в вальдорфской школе. В современном мире ребенку все труднее и труднее найти здоровое движение для подражания. Наши действия заменяются машинами и техническими средствами: мы перемещаемся в пространстве посредством транспортных средств, не создаем одежду на прялках и ткацких станках, не рубим дрова. В нашей жизни совсем нет места физическому труду, который способствовал бы формированию здорового свободного движения. Ботмеровская гимнастика может восполнять и исправлять отклонения в развитии детей и помочь взрослым найти в этих упражнениях исцеляющие, восполняющие силы, открыть новые стороны в своей жизни.

    Монтессори-педагогика

    Что такое Школа Марии Монтессори?

    В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок с его неповторимыми внутренними врожденными качествами, уникальными способностями, с его потребностями, особенностями физического, физиологического и психического развития. Дидактическую систему Марии Монтессори отличает, прежде всего, высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку — жизнь есть существование свободной активной личности.
    Смысл Монтессори-метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача учителя — помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.
     

    Основные принципы

    1 принцип: СВОБОДА ВЫБОРА.

    В Монтессори-классах ребенок может выбрать, чем он будет заниматься на занятиях, сколько времени он хочет этим заниматься, с кем (с другом или с педагогом, а может один), где он хочет позаниматься (за столом, на коврике, в другой комнате).
    Ребенок не только делает свой выбор, но и учится его обосновывать, принимает решения и  несет ответственность за принятое решение, анализируя последствия сделанного выбора.

    2 принцип: НАЛИЧИЕ ПРАВИЛ — необходимое условие свободы.
    В Монтессори-методе, как и в жизни, свобода идет рука об руку с правилами, а значит, с ограничениями. Правила принимаются вместе всем классом и могут меняться в зависимости от актуальности.

     3 принцип: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
    «Помоги мне сделать это самому», — так говорила Мария Монтессори. ВАЖНО! Не вместо меня, а вместе со мной. 
    Дети  сами принимают решения, учатся эффективной коммуникации, отслеживают время и планируют свою деятельность. Ставят перед собой цель, учатся анализировать, учатся переживать последствия сделанного выбора, могут организовать себя и других, создавая команды под проекты.

    4 принцип: РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ.
    Человек — это социальное существо, и только через других людей мы можем познать, кто мы есть на самом деле.
    В разновозрастном классе ребенок получает не только интеллектуальные знания, но и необходимые навыки коммуникации и поведения в обществе, умение выбирать социальную роль, понимание чувств и потребностей других людей, желание заботиться о других.

    5 принцип: ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ВЗРОСЛЫЙ.
    Роль взрослого в Монтессори-методе огромна! Он создатель среды, отвечающей потребностям ребёнка. Трепетно и тщательно наблюдая за ребёнком, педагог создает и отбирает материалы, помогающие детям осваивать окружающий мир в собственном темпе, исходя из своих интересов.
    Задача педагога — не мешать ребёнку осваивать окружающий мир, не передавать ему свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.
    Только преодолевая трудности, человек способен развиваться. Поэтому взрослый в Монтессори-педагогике искусственно создает детям трудности, помогающие совершенствоваться и двигаться дальше в своем развитии.
    Для каждого из нас очень важны понимание и поддержка. В Монтессори-среде взрослый — это, прежде всего, друг, который понимает, принимает каждого ребенка с его эмоциями и чувствами, поддерживает и направляет.

     6 принцип: СПЕЦИАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА.
    В Монтессори-методе ребенок постигает науку в специально организованной среде, которая создается, с учетом потребностей детей в том или ином возрасте.

    7 принцип: БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА.
    Взрослый в Монтессори-классах обращает внимание на действие ребенка, не оценивая личность, фиксируя внимание на успехе. Взрослый никогда не указывает на ошибку ребенка, ведь контроль ошибки заложен в самом дидактическом материале (автодидактичность).

     

    Свободная педагогика

    Классы Свободной педагогики, основанной на педагогических взглядах Л.Н. Толстого

    Программа предполагает ненасильственное движение ребенка в учебном процессе в собственном ритме и темпе, возможность учета возникающих интересов детей, включение их в русло преподавания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Программа предусматривает большую смысловую работу в предмете, а также работу с детским творчеством.

    Основные принципы Свободной педагогики

    1. Пробно-поисковый тип взаимодействия педагогов и учеников.
    2. Создание поляризованного образовательного пространства в классе.
    3. Накопление эмпирического опыта и его дальнейшее обобщение в предмете.
    4. Событийные формы учебной жизни, постепенное «открытие» и присвоение норм учащимися.
    5. Смысловая работа с языком, речью, системами счёта через использование «динамических материалов» в предмете.
    6. Написание детьми собственных языковых и математических текстов для более глубокого понимания.
    7. Поддержка познавательной активности инициативы детей.
    8. Сохранение индивидуального темпа и ритма освоения предметного материала ребёнком.

    Методические разработки

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie